Посещений:
"Тем не менее не возбраняется сообщить понятливым читателям то, о чем уже публиковали сочинения некоторые из платоников. Итак, вот что они говорят. | "природе тождественного" и "природе иного" и самодвижущаяся от природы, избравшая для себя прекрасное, упорядоченное движение и сама управляющая движением мирового тела согласно наилучшим законам. Она принимает это тело в себя и охватывает его, хотя сама по себе бестелесна и непричастна какой-либо страсти. |
Так как об этих демонах существует представление смутное и исполненное большого заблуждения, следует разумно определить их природу. Наверное, необходимо сказать, откуда у людей появилось заблуждение по их поводу. Здесь нужно провести следующие разграничения. Те души, которые отделились от мировой души, населяют обширное пространство под Луной, (По словам Евсевия (Praep.ev.IV, 5, 2) боги населяют небо и эфир вплоть до Луны, демоны - лунную область и воздух: души - Землю и подземный мир.), с одной стороны, поддерживаемые пневмой, с другой - сами разумно управляющие ею. Эти души следует считать добрыми демонами, совершающими все к выгоде того, что находится в их власти: будь то власть над животными или над плодами в пору их созревания, или | явлениями, от которого это созревание зависит, - такими как дождь, умеренный ветер, хорошая погода и все другое, что этому способствует, а также температура, соответствующая времени года, или будь то людские ремесла, мусическое воспитание, всякий род врачевания, гимнастика и тому подобное. Ведь невозможно, чтобы они приносили пользу и, с другой стороны, были виновниками вреда в тех же самых вещах. К их числу относятся, по утверждению Платона ("Пир" р.202Е), и демоны, посредничающие и сообщающие "о том, что происходит у людей, богам, и о том, что происходит у богов, - людям", демоны, возносящие к богам, как к судьям, наши молитвы и приносящие от них в виде прорицаний увещания и вразумления. |
Те же души, которые не управляют постоянно пневмой, но в большинстве случаев подвластные ей, приводятся ею в движение и уносятся с излишней быстротой всякий раз, когда гневные побуждения и желания этой пневмы получают толчок. И эти души и самих демонов, обладающих ими, справедливо можно назвать злотворными. Все подобные демоны, враждебные противоположной доброй силе, невидимы и совершенно не воспринимаются человеческими чувствами.
Итак, то, что исходит от добрых демонов, как и тела из них, которые являются людям, полно соразмерности; то же, что исходит от злотворных демонов, лишено ее. Населяя из-за своего страстного нрава чаще всего околоземное место, они не стремятся делать ничего, что несвойственно злым существам. Ибо, имея вообще властный и тяжелый нрав, лишенный покровительства лучшей божественной силы, они, как правило, совершают нападения стремительные и внезапные, будто из засады, там пытаясь скрыться, здесь врываясь силой. Поэтому резки и вызываемые ими страсти. Исцеления же и исправления со стороны лучших демонов кажутся более медленными. Ибо все доброе, будучи спаведливым и ровным, совершается по определенному порядку и не переходит границы должного. Если ты будешь думать так, то никогда | не допустишь глупости, полагая о хороших плохое и о плохих - хорошее. Ведь не только относительно этого существует глупое мнение: многие, получив самые дурные представления о богах, передали их остальным людям. Именно в том и заключается величайший вред злотворных демонов, что они сами, будичи виновны в земных несчастиях (таких как эпидемии, неурожай, землятресения, засуха, и им подобных), убеждают нас, что в этом виновны совершенно противоположные благие силы, освобождая таким образом себя самих от вины и заботясь прежде всего о том: чтобы скрытно совершать неправедные дела. И после этого они побуждают нас к просьбам и жертвоприношениям в честь добрых богов, будто бы разгневанных на нас. Это и тому подобное они далают, желая отвратить нас от правильного представления о богах и обратить к себе. |
Ибо они радуются всему, что совершается столь несогласованно и неподходяще и, как бы надевая маски других богов, наслаждаются нашей беспомощностью; делаясь таким образом друзьями множества людей, они распаляют человеческие страсти любовными желаниями, жаждой богатств, власти и наслаждений, с другой же стороны, - тщеславием; от всего этого происходят мятежи, войны и родственные им явления.
Но самое ужасное то, что они, основываясь на этих явлениях, образуют подобные убеждения и относительно величайших богов вплоть до того, что и совершейнешего бога подвергают этим обвинениям, говоря, что он ставит все вверх дном. Этому их воздействию подвергаются не только обычные люди, но и из философствующих те, кто не отстал от общей массы, сошлись во взглядах с большинством и, с другой стороны, большинство, услышав от мнимых мудрецов то, что совпало с их собственными убеждениями, еще более укрепились в подобных мыслях о богах. Кроме того, виновато и поэтическое воодушевление, которое побудило поэтов произносить речи, направленные на то, чтобы удивить и | обмануть, внушить заблуждения и веру в невозможнейшие вещи. Следует сохранять твердое убеждение, что ни добро не вредит, ни зло не приносит пользы, - ибо, как говорит Платон,"охлаждать свойственно не теплоте, но тому, что противоположно ей". Точно так же и "приносить вред не есть свойство справедливого существа", свойством же быть справедливым в высшей степени обладает, конечно же божество, так как иначе оно не было бы божеством. Поэтому невозможно отнять эту способность и удел у демонов, творящих добро. Ибо сила, созданная и желающая вредить, противоположна силе, творящей добро; противоположные же силы не могут существовать вместе в одном и том же лице. |
Несмотря на то, что эти злые демоны вредят человеческому роду во многих областях, иногда и в очень важных, не бывает однако, так, чтобы добрые демоны пренебрегли бы тем, что в их власти; но они и предсказывают по возможности о нависших со стороны злотворных демонов опасностях, и указывают на эти опасности через сновидения, через боговдохновленную душу и многое другое. И если бы некто был способен толковать знамения, он знал бы, что ему угрожает, и принял бы меры предосторожности. Ибо знамения посылаются всем, но не всякий может прочитать написанное, но лишь человек: обученный грамоте.
Через противоположных демонов осуществляется всякое колдовство. Ибо главным образом за это очень ценят их самих и их главу те, кто с помощью колдовства творят зло. Ведь эти демоны владеют всеми средствами для внушения всяких ложных представлений и способны обманывать людей, прибегая к чудотворству. С помощью этих демонов одержимые злым духом люди готовят пагубные и приворотные зелья, и именно эти демоны порождают всякого рода необузданность, надежды на богатство и славу и особенно обман. Ложь свойственна им, ибо они хотят быть богатыми, а царящая над ними сила кажется величайшим богом. Сами демоны радуются "возлиянию и чаду сжигаемого мяса", которыми они насыщают свою пневму и тело. Ибо их пневма питается различными способами от | разнообразных испарений и курений и укрепляется чадом, восходящим от крови и сжигаемого мяса. Поэтому человек понимающий и разумный поостережется прибегать к подобным жертвоприношениям, котороми он только привлечет к себе эти силы. Он будет, напротив, стремиться к всестороннему очищению души, ибо чистой душой они не завладеют, потому что она не подобна им... Мы же насколько это в наших силах не будем нуждаться в том, что дают злые демоны, но, прилагая душевные и телесные усилия, будем стараться уподобиться богу и его окружению, что достигается благодаря бесстрастию и ясному восприятию подлинно сущего, жизни в нем и согласия с ним; и, напротив,мы будем стараться не уподобляться коварным людям и демонам и вообще всякому, кто привязан к тленному и материальному... |
Итак, богоподобному мужу свойственны внутренняя и внешняя чистота, стремление к воздержанию от душевных страстей и от пищи, которая их вызывает, желание питаться знанием о божественных предметах, приобщение к правильным мысляым о божестве и обращение к богу после совершения мысленного жертвоприношения в белой одежде, с действительно полным бесстрастием души и телесной легкостью, не отягощая себя чужими и чуждыми вкусами и страстями. ...Ибо если бы опасность заключалась только в осквернении тела, - может быть, возможно было бы пренебречь ею. Но теперь, когда все ощущающее тело пропитано истечениями материальных демонов, в нас присутствует вместе с нечистотой, исходящая от тела и крови, дружественная и желанная ей (нечистоте) благодаря родственности и подобию демоническая сила. Поэтому | правильно богословы заботились о воздержании, и Египтянин (Гермес Трисмегист?) возвещал нам это, приводя естественнейшую причину, которую он постиг опытным путем. Ибо дурная и неразумная душа, которая оставила тело, похищенная силой, пребывает там же, где удерживаются души людей, умершие насильственной смертью, т.е. вблизи тела, которое противится даже и ненасильственной смерти. Поэтому насильственное умерщвление животных заставляет их души наслаждаться тем, чего им не достает, душе же нечего не препятствует быть там, куда ее влечет родственное устремление (стремиться обратно к своему телу). Вот почему видели среди них много плачущих душ и вот почему души тех, кто еще не погребен, остаются возле своих тел, - чем и пользуются колдуны для прислуживания себе, возымев власть над телом или частью тела. |
Итак, когда нам рассказывали об этом и о природе дурной души, о родственном чувстве и наслаждении, которые она испытывает вблизи тел, из которых была извлечена, то справедливо предостерегали от употребления мясной пищи, чтобы из-за влечения к родственному телу чуждых душ (животных), умерших насильственной смертью и нечистых, не удручались бы и не имели помех человеческие души, которые должны приближаться к богу в одиночестве, без обременительного сопровождения демонов. То, что природа родственного тела привлекательна для души, - этому в большинстве случаев научил их (колдунов) опыт. Те, кто хочет принять в себя души прорицающих животных, проглатывая их важнейшие части ( каковы сердце воронов или кротов, или соколов), получают душу, общающуюся с богом и вошедшую в них вместе | с проглатыванием части тела. ...О том, чего он ищет не скажут ничего путного ни один прорицатель и никакие внутренности животных. Сам через себя самого, - утверждаем мы, - приблизившись к богу, который сокрыт в его истинных внутренностях, получит он советы, касающиеся вечной жизни, устремившись к ней всей душой и пожелав сделаться "собеседником великого Зевса", а не гадателя. Итак, если и побуждает его что-нибудь из того, над чем властвует необходимость, есть для него, слуги бога, избравшего подобный образ жизни, добрые демоны: побуждающие через сны, символы, а также голосом и возвещающие будущее и то, чего необходимо остерегаться. Ибо нужно всего лишь отпасть от зла, признать близким и своим самую ценную часть во вселенной (душу) и все то, что имеет отношение к благу..." |
Мы не будем касаться сложного и до конца неизученного пантеона добрых и недобрых богов этрусков (Н.К. Тимофеева "Религиозно-мифологическая картина мира этрусков" Наука.1980). Остановимся на демонах, сопровождающих умерших в подземное царство.
"Безобидный в греческой мифологии персонаж (Харон)так трансформировался у этрусков, что утратил почти всякую связь со своим гречекимтезкой - у этрусков это прежде всего, демон смерти, увлекающий души в царство теней". "В гробнице Орка Харон также представлен вооруженным молотом - символом смерти у этрусков, соотвествующим косе в христианских верованиях. Нос демона в виде клюва, загнутого как у хищной птицы."
"Характерным порождением этрусской фантазии является Тухулка - зловещий демон, также как и Харон, символизирующий собою смерть. Как видно на изображении в Гробнице Орка - это существо с крыльями грифа, ушами лошади, волосами, поднимающимися в виде змей над головой.
Очевидно, в Тухолке, в этом чудовище подземного мра, выразилось представление о смерти и мучениях; в той же могиле,например, представлена сцена истязания Тухолкой греческих героев Тезея и Перифоя. Харон и Тухолка часто изображаются вместе, что, впрочем, понятно, так как у них есть много общего.Например, на краснофигурном кратере из Вульчи (IV в. до н.э.) дана иллюстрация к мифу об Адмете и Алкесте. Супруги изображены в момент прощания, при котором присуствуют подземные демоны: слева стоит Харон с молотком в руках, справа Тухолка, размахивающий двумя змеями."