Посещений:


ДЕМОНЫ
Античные представления


Порфирий в своей книге "О воздержании от мясной пищи", опубликованной в журнале("Человек" 4/94 с.119), излагает следующее о Богах и Демонах.

    "Тем не менее не возбраняется сообщить понятливым читателям то, о чем уже публиковали сочинения некоторые из платоников. Итак, вот что они говорят.
    Первый бог, будучи бестелесным, ни в чем другом не находится, в себе самом не замкнут и не нуждается ни в чем , как говорится, внешнем. Но не такова мировая душа, имеющая трехчастное деление (согласно Платону ("Тимей") , мировая душа состоит из неделимой и вечно тождественной сущности, из сущности, претерпевающей разделение в телах и средней, связующей обе предыдущие, сущности, котoрая причастна и
"природе тождественного" и "природе иного" и самодвижущаяся от природы, избравшая для себя прекрасное, упорядоченное движение и сама управляющая движением мирового тела согласно наилучшим законам. Она принимает это тело в себя и охватывает его, хотя сама по себе бестелесна и непричастна какой-либо страсти.
Остальным же богам, т.е. Космосу, неподвижным и движущимся по небу богам, которые видимы, потому что состоят из души и тела, следует воздавать благодарность упомянутым образом с помощью растительных жертвоприношений.


    Итак , у нас осталось множество невидимых богов, которых Платон без различия называет демонами. Из них одним, получившим от людей имя, повсюду оказывают почести, равные божественным, и чтят в разных других формах: другим же, в большинстве своем безымянным, некоторые люди в селениях и отдельных городах частным образом устанавливают имя и культ. Остальное множество называется одним общим именем демонов, и люди верят, что они могут причинять вред, когда разгневаются на пренебрежение к ним и на то, что их не чтят должным образом; или, напротив, что они могут оказывать благодеяния тем, кто добивается их расположения молитвами, просьбами, жертвами и тому подобным.

    Так как об этих демонах существует представление смутное и исполненное большого заблуждения, следует разумно определить их природу. Наверное, необходимо сказать, откуда у людей появилось заблуждение по их поводу. Здесь нужно провести следующие разграничения. Те души, которые отделились от мировой души, населяют обширное пространство под Луной, (По словам Евсевия (Praep.ev.IV, 5, 2) боги населяют небо и эфир вплоть до Луны, демоны - лунную область и воздух: души - Землю и подземный мир.), с одной стороны, поддерживаемые пневмой, с другой - сами разумно управляющие ею. Эти души следует считать добрыми демонами, совершающими все к выгоде того, что находится в их власти: будь то власть над животными или над плодами в пору их созревания, или
явлениями, от которого это созревание зависит, - такими как дождь, умеренный ветер, хорошая погода и все другое, что этому способствует, а также температура, соответствующая времени года, или будь то людские ремесла, мусическое воспитание, всякий род врачевания, гимнастика и тому подобное. Ведь невозможно, чтобы они приносили пользу и, с другой стороны, были виновниками вреда в тех же самых вещах. К их числу относятся, по утверждению Платона ("Пир" р.202Е), и демоны, посредничающие и сообщающие "о том, что происходит у людей, богам, и о том, что происходит у богов, - людям", демоны, возносящие к богам, как к судьям, наши молитвы и приносящие от них в виде прорицаний увещания и вразумления.


    Те же души, которые не управляют постоянно пневмой, но в большинстве случаев подвластные ей, приводятся ею в движение и уносятся с излишней быстротой всякий раз, когда гневные побуждения и желания этой пневмы получают толчок. И эти души и самих демонов, обладающих ими, справедливо можно назвать злотворными. Все подобные демоны, враждебные противоположной доброй силе, невидимы и совершенно не воспринимаются человеческими чувствами.


Михаил Врубель. "Демон"
Ибо все они не облекаются в твердое тело и не имеют постоянного образа, но образы их, запечетлевающиеся на пневме и придающие ей определенные очертания, то появляются, то исчезают. Иногда они даже меняют образы, - по крайней мере, те демоны, которые более злотворны. Пневма их - там, где становится телесной, - исполнена страсти и разрушительной силы. Но даже если души их связаны с пневмой так крепко, что их образ сохраняется очень долго, образ этот тем не менее не вечен. Потому что и некое истечение, исходящее от него, вероятно, претерпевает изменение.

    Итак, то, что исходит от добрых демонов, как и тела из них, которые являются людям, полно соразмерности; то же, что исходит от злотворных демонов, лишено ее. Населяя из-за своего страстного нрава чаще всего околоземное место, они не стремятся делать ничего, что несвойственно злым существам. Ибо, имея вообще властный и тяжелый нрав, лишенный покровительства лучшей божественной силы, они, как правило, совершают нападения стремительные и внезапные, будто из засады, там пытаясь скрыться, здесь врываясь силой. Поэтому резки и вызываемые ими страсти. Исцеления же и исправления со стороны лучших демонов кажутся более медленными. Ибо все доброе, будучи спаведливым и ровным, совершается по определенному порядку и не переходит границы должного. Если ты будешь думать так, то никогда
не допустишь глупости, полагая о хороших плохое и о плохих - хорошее. Ведь не только относительно этого существует глупое мнение: многие, получив самые дурные представления о богах, передали их остальным людям. Именно в том и заключается величайший вред злотворных демонов, что они сами, будичи виновны в земных несчастиях (таких как эпидемии, неурожай, землятресения, засуха, и им подобных), убеждают нас, что в этом виновны совершенно противоположные благие силы, освобождая таким образом себя самих от вины и заботясь прежде всего о том: чтобы скрытно совершать неправедные дела. И после этого они побуждают нас к просьбам и жертвоприношениям в честь добрых богов, будто бы разгневанных на нас. Это и тому подобное они далают, желая отвратить нас от правильного представления о богах и обратить к себе.


    Ибо они радуются всему, что совершается столь несогласованно и неподходяще и, как бы надевая маски других богов, наслаждаются нашей беспомощностью; делаясь таким образом друзьями множества людей, они распаляют человеческие страсти любовными желаниями, жаждой богатств, власти и наслаждений, с другой же стороны, - тщеславием; от всего этого происходят мятежи, войны и родственные им явления.

    Но самое ужасное то, что они, основываясь на этих явлениях, образуют подобные убеждения и относительно величайших богов вплоть до того, что и совершейнешего бога подвергают этим обвинениям, говоря, что он ставит все вверх дном. Этому их воздействию подвергаются не только обычные люди, но и из философствующих те, кто не отстал от общей массы, сошлись во взглядах с большинством и, с другой стороны, большинство, услышав от мнимых мудрецов то, что совпало с их собственными убеждениями, еще более укрепились в подобных мыслях о богах. Кроме того, виновато и поэтическое воодушевление, которое побудило поэтов произносить речи, направленные на то, чтобы удивить и
обмануть, внушить заблуждения и веру в невозможнейшие вещи. Следует сохранять твердое убеждение, что ни добро не вредит, ни зло не приносит пользы, - ибо, как говорит Платон,"охлаждать свойственно не теплоте, но тому, что противоположно ей". Точно так же и "приносить вред не есть свойство справедливого существа", свойством же быть справедливым в высшей степени обладает, конечно же божество, так как иначе оно не было бы божеством. Поэтому невозможно отнять эту способность и удел у демонов, творящих добро. Ибо сила, созданная и желающая вредить, противоположна силе, творящей добро; противоположные же силы не могут существовать вместе в одном и том же лице.


    Несмотря на то, что эти злые демоны вредят человеческому роду во многих областях, иногда и в очень важных, не бывает однако, так, чтобы добрые демоны пренебрегли бы тем, что в их власти; но они и предсказывают по возможности о нависших со стороны злотворных демонов опасностях, и указывают на эти опасности через сновидения, через боговдохновленную душу и многое другое. И если бы некто был способен толковать знамения, он знал бы, что ему угрожает, и принял бы меры предосторожности. Ибо знамения посылаются всем, но не всякий может прочитать написанное, но лишь человек: обученный грамоте.

    Через противоположных демонов осуществляется всякое колдовство. Ибо главным образом за это очень ценят их самих и их главу те, кто с помощью колдовства творят зло. Ведь эти демоны владеют всеми средствами для внушения всяких ложных представлений и способны обманывать людей, прибегая к чудотворству. С помощью этих демонов одержимые злым духом люди готовят пагубные и приворотные зелья, и именно эти демоны порождают всякого рода необузданность, надежды на богатство и славу и особенно обман. Ложь свойственна им, ибо они хотят быть богатыми, а царящая над ними сила кажется величайшим богом. Сами демоны радуются "возлиянию и чаду сжигаемого мяса", которыми они насыщают свою пневму и тело. Ибо их пневма питается различными способами от
разнообразных испарений и курений и укрепляется чадом, восходящим от крови и сжигаемого мяса. Поэтому человек понимающий и разумный поостережется прибегать к подобным жертвоприношениям, котороми он только привлечет к себе эти силы. Он будет, напротив, стремиться к всестороннему очищению души, ибо чистой душой они не завладеют, потому что она не подобна им... Мы же насколько это в наших силах не будем нуждаться в том, что дают злые демоны, но, прилагая душевные и телесные усилия, будем стараться уподобиться богу и его окружению, что достигается благодаря бесстрастию и ясному восприятию подлинно сущего, жизни в нем и согласия с ним; и, напротив,мы будем стараться не уподобляться коварным людям и демонам и вообще всякому, кто привязан к тленному и материальному...

    Итак, богоподобному мужу свойственны внутренняя и внешняя чистота, стремление к воздержанию от душевных страстей и от пищи, которая их вызывает, желание питаться знанием о божественных предметах, приобщение к правильным мысляым о божестве и обращение к богу после совершения мысленного жертвоприношения в белой одежде, с действительно полным бесстрастием души и телесной легкостью, не отягощая себя чужими и чуждыми вкусами и страстями. ...Ибо если бы опасность заключалась только в осквернении тела, - может быть, возможно было бы пренебречь ею. Но теперь, когда все ощущающее тело пропитано истечениями материальных демонов, в нас присутствует вместе с нечистотой, исходящая от тела и крови, дружественная и желанная ей (нечистоте) благодаря родственности и подобию демоническая сила. Поэтому
правильно богословы заботились о воздержании, и Египтянин (Гермес Трисмегист?) возвещал нам это, приводя естественнейшую причину, которую он постиг опытным путем. Ибо дурная и неразумная душа, которая оставила тело, похищенная силой, пребывает там же, где удерживаются души людей, умершие насильственной смертью, т.е. вблизи тела, которое противится даже и ненасильственной смерти. Поэтому насильственное умерщвление животных заставляет их души наслаждаться тем, чего им не достает, душе же нечего не препятствует быть там, куда ее влечет родственное устремление (стремиться обратно к своему телу). Вот почему видели среди них много плачущих душ и вот почему души тех, кто еще не погребен, остаются возле своих тел, - чем и пользуются колдуны для прислуживания себе, возымев власть над телом или частью тела.


    Итак, когда нам рассказывали об этом и о природе дурной души, о родственном чувстве и наслаждении, которые она испытывает вблизи тел, из которых была извлечена, то справедливо предостерегали от употребления мясной пищи, чтобы из-за влечения к родственному телу чуждых душ (животных), умерших насильственной смертью и нечистых, не удручались бы и не имели помех человеческие души, которые должны приближаться к богу в одиночестве, без обременительного сопровождения демонов. То, что природа родственного тела привлекательна для души, - этому в большинстве случаев научил их (колдунов) опыт. Те, кто хочет принять в себя души прорицающих животных, проглатывая их важнейшие части ( каковы сердце воронов или кротов, или соколов), получают душу, общающуюся с богом и вошедшую в них вместе
с проглатыванием части тела. ...О том, чего он ищет не скажут ничего путного ни один прорицатель и никакие внутренности животных. Сам через себя самого, - утверждаем мы, - приблизившись к богу, который сокрыт в его истинных внутренностях, получит он советы, касающиеся вечной жизни, устремившись к ней всей душой и пожелав сделаться "собеседником великого Зевса", а не гадателя. Итак, если и побуждает его что-нибудь из того, над чем властвует необходимость, есть для него, слуги бога, избравшего подобный образ жизни, добрые демоны: побуждающие через сны, символы, а также голосом и возвещающие будущее и то, чего необходимо остерегаться. Ибо нужно всего лишь отпасть от зла, признать близким и своим самую ценную часть во вселенной (душу) и все то, что имеет отношение к благу..."

ДЕМОНЫ
этрусков


    Мы не будем касаться сложного и до конца неизученного пантеона добрых и недобрых богов этрусков (Н.К. Тимофеева "Религиозно-мифологическая картина мира этрусков" Наука.1980). Остановимся на демонах, сопровождающих умерших в подземное царство.

Деталь надгробия из некрополя Чертоза
Обычно путешествие это изображалось как въезд на квадриге с крылатыми конями: умерший - в повозке, впереди бегущий демон (вестник). Все умершие живут в райских условиях. Встречается и "ряд сюжетов, позволющих говорить о сущетвовании у этрусков идеи загробного суда..." Иногда умерший изображается "в сопровождении lasa, которая в правой руке держит свиток, где, очевидно, записаны дела, совершенные умершим при жизни... Изображения аналогичного содержания многочисленны. Они наводят на мысль о наличии у этруссков представлений, подобных орфическим и пифагоризму."

    "Общим для этрусской религии и пифагореизма и орфизма было учение о переселении душ,обнаруживающее сходство также с ведичекой и брахманистской мифолгией древней Индии и буддизмом... Согласно орфикам, первоначально пребывающие в блаженном состоянии души вынуждены вселяться в тела - темницы...Характер переселений души определяется у орфиков ее поведением, все совокупностью ее прошлых существований."

Тифон (Около 500 г. до н.э.). Надгробие из некрополя Чертоза близ Болоньи. Начало IV в. до н.э.

    На некоторых изображениях навстречу умершему "угрожающе поднимается змееподобный демон. В этом архаическом изображении демон должен символизировать подземный мир в его угрожающей сущности. Имя этого божства в этрусской мифологи не определено, но еuо облик имеет некоторые аналогии с Тифоном египетской и гречекой мифологии, олицетворяющим собой разрушительные силы природы". "Развитие этого образа у этрусков происходит, очевидно, под греческим влиянием, например, в могиле "Тифона" (II-I вв. до н.э.) на опорном столбе изображен змееногий, крылатый демон с двумя змеями в волосах".
Терракотовый сосуд в виде головы демона. IV в. до н.э.

"Безобидный в греческой мифологии персонаж (Харон)так трансформировался у этрусков, что утратил почти всякую связь со своим гречекимтезкой - у этрусков это прежде всего, демон смерти, увлекающий души в царство теней". "В гробнице Орка Харон также представлен вооруженным молотом - символом смерти у этрусков, соотвествующим косе в христианских верованиях. Нос демона в виде клюва, загнутого как у хищной птицы."

Демон Тухолка.Деталь росписи Гробницы чудовища в Тарквиниях V в. до н. э.


    "Характерным порождением этрусской фантазии является Тухулка - зловещий демон, также как и Харон, символизирующий собою смерть. Как видно на изображении в Гробнице Орка - это существо с крыльями грифа, ушами лошади, волосами, поднимающимися в виде змей над головой.
    Очевидно, в Тухолке, в этом чудовище подземного мра, выразилось представление о смерти и мучениях; в той же могиле,например, представлена сцена истязания Тухолкой греческих героев Тезея и Перифоя. Харон и Тухолка часто изображаются вместе, что, впрочем, понятно, так как у них есть много общего.Например, на краснофигурном кратере из Вульчи (IV в. до н.э.) дана иллюстрация к мифу об Адмете и Алкесте. Супруги изображены в момент прощания, при котором присуствуют подземные демоны: слева стоит Харон с молотком в руках, справа Тухолка, размахивающий двумя змеями."

Прощание Адмета и Алкестыю Росписной кратер из Вульчи

    "Особенно часты изображения злых демонов примерно с IV в. до н.э. Их присутствие придает сценам потустороннейжизни мрачный оттенок, чего не было ранее." Демоны Тухулка и Харон насильно увлекают жертву в царство теней. Харон пресекает нить жизни, как показано на рисунках, ударом тяжелого молота, Тухулка терзает и мучает душу. По-видимому, к этому времени формируется вера в посмертные мучения и идея загробнго воздаяния. Изображения адских демонов приобретают все большую усложненность, дьявольский характер . Встречается еще один злой демон Ферсу. Обращает на себя внимание сходство Phersu и Phersephnei. Это сходство, а также егороль подстрекателя в кровавой игре позволяет видеть в нем воплощение одного из демонов смерти. Определенное сходство его имени с именем богини подземного мира свидетельствует о древнем происхождении придставлений этрусков о демоне смерти. Появляются также и изображения Aita, Phersephnei, напоминающие своими этрускизированными именами греческих Аида и Персефону. В уже упонянутой гробнице Орка подчеркнут их неумолимый характер как вершителей суда над душами умерших.
   
"Искусство и сюжеты, синтезированные в прошлом этрусками, стали достоянием средневековой Италии. Обнаруженные изображения адских сцен не противоречили христианским представлениям м даже явились для них живописным выражением, которого недоставало прежде." "Весьма вероятно, что Данте как уроженец Тосканы знал эти легенды, а главное - видел фрески из этрусских гробниц, об этом свидетельствует его описание Харона (Ад.,3.97). В этрусском представлении Аид связывался с волком. Данте, очевидно, под влиянием этой своеобразной мифологии называет Аидапроклятым волком (lupo maledetto). Фигура Люцифера с тремя головами напоминает изображение Гериона из Гробницы Голлини. К дантовским образам близки и две этрусские терракотовые маски IV в. до н.э. Они созданы на основе греческих изображений фавнов, сатиров, но в отличие от греческих в них отсуствует прежний комичекий эффект, этруски на первый план выдвинули ужас, страх.

    Источники, которые послужили толчком к развитию дантовской демонологии, проявились в изобразительном искусстве его современников, например у Джотто - фигура Люцифера в росписи капеллы дель Арена в Падуе".
Hosted by uCoz