Посещений:
"Еще при жизни старца Федора Кузмича, появившегося в Сибири в 1836 году и прожившего в разных местах двадцать семь лет, ходили про него странные слухи о том, что это скрывающий свое имя и звание, что это ни кто иной, как император Александр Первый; после же смерти его слухи еще более распространились и усилились. И тому, что это был действительно Александр Первый, верили не только в народе, но и в высших кругах и даже в царской семье в царствование Александра Третьего. Верил этому и историк царствования Александра Первого, ученый Шильдер. Поводом к этим слухам было, во-первых, то, что Александр умер совершенно неожиданно, не болев перед этим никакой серьезной болезнью, во вторых, то, что умер он вдали от всех, в довольно глухом месте, Таганроге, в третьих, то, что когда он был положен в гроб, те, кто видели его, говорили, что он так изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его закрыли и никому не показывали, в-четвертых, то,что Александр неоднократно говорил, писал ( и особенно часто в последнее время), что он желает только одного: избавиться от своего положения и уйти от мира, в пятых, - обстоятельство мало известное,- то, что при протоколе описания тела Александра было сказано, что спина его и ягодицы были багрово-сизо-красные, что никак не могло быть на изнеженном теле императора.
Старец Федор Кузмич и Император Александр I. Конечно сравнение представленных портретов не позволяет говорить об их сходстве из-за разного качества их исполнения, но одно отличие, лысина у Александра I и ее отсуствие у Федора Кузмича, указывает на то, что это все-таки разные люди.Что же касается до того, что именно Кузмича считали скрывшимся Александром, то поводом к этому было, во-первых, то, что старец был ростом, сложением и наружностью так похож на императора, что люди (камер-лакеи, признавшие Кузмича Александром), видавшие Александра и его портреты, находили между ними поразительное сходство, и один и тот же возраст, и та же характерная сутуловатость; во-вторых, то, что Кузмич, выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал иностранные языки и всеми приемами своими величавой ласковости обличал человека, привыкшего к самому высокому положению; в-третьих, то, что старец никому не открыл своего имени и звания, а между тем невольно прорывающимися выражениями выдавал себя за человека, когда-то стоявшего выше всех других людей; в-четвертых, то, что он перед смертью уничтожил какие-то бумаги, из которых остался один листок с шифрованными странными знаками и инициалами А. и П.; в-пятых, то, что несмотря на всю набожность, старец никогда не говел. Когда же посетивший его архирей уговаривал его исполнить долг христианина, старец сказал: "Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы, если же бы я сказал кто я, удивилась бы земля"". |
Старец поддерживал в своей келье такой же безупречный порядок, как император - в своем кабинете. Оба были необыкновенно чистоплотны. ежедневно меняли белье. Оба умели сохранять спокойствие, когда их пытались вывести из себя. И император, и старец часто повторяли фразу: "Так Богу угодно...", часто произносили слово "любезный". И тот, и другой уважительно относились к труду, книгам и знанию. Они имели привычку стоять спиной к окну или прохаживаться взад и вперед. | Людей император и старец оценивали по их делам, а не подолжности, с готовностью помогали нуждающимся. K себе же относились требовательно, самокритично. Александр I очень хорошо разбирался в географии и истории, знал иностранные языки. Для императора это естественно - но и старец отличался тем же самым! Император навел образцовый порядок в своих бумагах перед "смертью" - и старец перед смертью сжег свой архив. |
Аналогичная и пожалуй не менее загадочная история произошла в Австро-Венгерской империи,хотя, по-видимому, здесь обошлось без двойников [28] .