Посещений:

Апостол Иоанн

ИОАНН БОГОСЛОВ ЖИВОЙ НА ЗЕМЛЕ

Последняя, 21-я глава Евангелия от Иоанна заканчивается загадочными словами Иисуса о своем любимом ученике Иоанне. Предвещая апостолу Петру мученическую смерть, Иисус отвечает на его вопрос об Иоанне:
"Если Я хочу чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною".
"И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет", но сам Иоанн уточняет:
"Иисус не сказал ему, что не умрет, но: ...Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду" (Ин. 21, 22-23).


Иоанн прожил очень долгую жизнь в малоазийском городе Эфесе и единственный из 12 апостолов избежал насильственной смерти, хотя, как и другие, прововедовал Евангелие язычникам.
Древнее предание, изложенное писателем IV века Епифанием Кипрским, гласит, что ученики выкопали по просьбе Иоанна могильный склеп, в который он самостоятельно вошел, но на третий день ученики не нашли его там. Предание утверждает далее, что Иоанн пребывает живым на земле до исполнения тех событий, которые он предказал в своем Откровении (Апокалипсисе).
Это предание отражено в словах церковной службы апостолу Иоанну:
"Ублажим Иоанна приснопамятного, от земли восстающего и земли неотступающего, но жива суща и ждущего страшного владычного второго пришествия"
.
В другом церковном чтении "Слове на неделю мясопустную", авторство которого приписывают святому III века Ипполиту Римскому, говорится о кончне Иоана:
"Первого Его (Христова) пришествия Иоанна Крестителя имеяше Предтечу, второго же Его в нем же хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет... и зверь, восходящий от бездны, сотворит с ними брань, сиречь с Енохом и Илеею и Иоанном и победит их и убиет их".
Версию эту поддержал и знаменитый византийский патриарх Фотий:
"А что девственник Иоанн остался в живых, на это как об Енохе и Илии, так и о нем есть предание. И сказанное Евангелием (Ин. 21, 22-23) приводит нас к той же мысли".
Иоанну Богослову это предание присваивает исключительное долголетие, дарованное ему за высокую праведность и силу духа. Образ его воскресения в предании не указан.

Где же пребывает в таком случае апостол Иоанн?

Имя Иоанна Богослова, связавшись с преданием о земном рае, породило множество средневековых легенд о "царстве пресвитера Иоанна", которое искали обычно в таинственных глубинах Азии. Источником слухов были, вероятно, кераиты - могущественный народ в Центральной Азии, который исповедовал христианство несторианского толка, изгнанное из Византии. Кераиты занимали очень влиятельное положение в империи Чингизидов. Вера европейцев в "царство Иоанна" была настолько серьезной, что римские папы и христианские говудари надеялись заключить с этим царстовм военно-стратегический союз против арабов, а затем против турок. Огромное впечатление произвело в Европе апокрифическое "письмо пресвитера Иоанна" византийскому императору Мануилу Комнину (конец XII века). В письме собщалось, что это самое богатое и могущественое царство в мире, владеющее "тремя Индиями", состоит оно из 72 провинций, управляемых царями, ему подчинены амазонки и брамины, а также десять колен Израиля, когда-то уведенных в плен Навуходоносором. В царстве Иоанна протекает одна из райских рек, там находится источник, дарующий молодость. В стран нет пророков и преступлений. Начиная свои походы против "нечестивых агарян" (т.е. арабов, происхождение которых связывалось с Агарью, служанкой библейского Авраама), крестоносцы очень надеялись, что их поддержит с Востока царь Иоанн. Но могущественный "союзник" так и не прислал свои войска...
"Житие св. Макария Египетского" рассказывает о трех монахах, которые достигли "церкви великой, в которой посреди алтаря течет источник белой воды". Именно поэтому таинственное царство часто называли на Руси Беловодьем. "Белая вода" оказалась очень сладкой на вкус. Переправившись через "великую реку", они увидели "мужа страшного, нагого, белые власы его от ног до главы и покрывали все тело его, очи его от старости впали". Макарий - так звали старца, огорчил путешественников, сказав, что никто из живущих не может дойти до того места, где "прилежит небо к земле". Это место - "восток солнца за раем", а рай, в котором растет дерево жизни, сторожит огненный херувим. Место, где жил Макарий, находится в "двенадцати поприщах от рая".


Hosted by uCoz