Иоанну Богослову это предание присваивает исключительное долголетие, дарованное ему за высокую праведность и силу духа. Образ его воскресения в предании не указан.
Имя Иоанна Богослова, связавшись с преданием о земном рае, породило множество средневековых легенд о
"царстве пресвитера Иоанна", которое искали обычно в таинственных глубинах Азии. Источником слухов были, вероятно, кераиты - могущественный народ в Центральной Азии, который исповедовал христианство несторианского толка, изгнанное из Византии. Кераиты занимали очень влиятельное положение в империи Чингизидов.
Вера европейцев в "царство Иоанна" была настолько серьезной, что римские папы и христианские говудари надеялись заключить с этим царстовм военно-стратегический союз против арабов, а затем против турок. Огромное впечатление произвело в Европе апокрифическое "письмо пресвитера Иоанна" византийскому императору Мануилу Комнину (конец XII века). В письме собщалось, что это самое богатое и могущественое царство в мире, владеющее "тремя Индиями", состоит оно из 72 провинций, управляемых царями, ему подчинены амазонки и брамины, а также десять колен Израиля, когда-то уведенных в плен Навуходоносором. В царстве Иоанна протекает одна из райских рек, там находится источник, дарующий молодость. В стран нет пророков и преступлений. Начиная свои походы против "нечестивых агарян"
(т.е. арабов, происхождение которых связывалось с Агарью, служанкой библейского Авраама), крестоносцы очень надеялись, что их поддержит с Востока царь Иоанн. Но могущественный "союзник" так и не прислал свои войска...
"Житие св. Макария Египетского" рассказывает о трех монахах, которые достигли "церкви великой, в которой посреди алтаря течет источник белой воды". Именно поэтому таинственное царство часто называли на Руси Беловодьем. "Белая вода" оказалась очень сладкой на вкус. Переправившись через "великую реку", они увидели "мужа страшного, нагого, белые власы его от ног до главы и покрывали все тело его, очи его от старости впали". Макарий - так звали старца, огорчил путешественников, сказав, что никто из живущих не может дойти до того места, где "прилежит небо к земле". Это место - "восток солнца за раем", а рай, в котором растет дерево жизни, сторожит огненный херувим. Место, где жил Макарий, находится в "двенадцати поприщах от рая".