Посещений:
Коптская ткань. Сцена битвы эллина с конной амазонкой. IV в.

Одним из объяснений этимологии слова "амазонка" является следующее: греческое "а" (без) + "мазос" (грудь). Оно согласуется с рассказами о том, что амазонки лишали себя одной груди, чтобы было удобнее пользоваться оружием.

"Амазономахия". Рельеф знаменитого скульптора Скопаса с гробницы царя Мавсола в Геликарнасе. 350 г до н.э. Лондон. Британский музей
Однако Геродот сообщает, что слово "амазонка" сарматское и означает "мужеубийца". Каждое лето они насильно забирают в свое стойбище музчин, часто и скифов, живут с ними два лунных месяца, а потом прогоняют с ритуальным избиением и ломкой костей. Ломают кости и родившимся мальчикам, оставлют только девочек, воспитывая их в суровом духе.

АМАЗОНКИ

Древнегреческий географ Страбон писал:"Что же касается амазонок, то о них всегда - и раньше и теперь - были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные. Кто, например, поверит, что когда-нибудь войско, город или племя могло состоять из одних женщин без мужчин? И мало того, что состояло из них, но даже могло делать набеги на чужую землю и побеждать не только соседние племена, так что это войско дошло до теперешней Ионии (зап. берег Малой Азии) и могло предпринять даже заморский поход вплоть до Аттики?В самом деле это допущение равносильно тому, если сказать, что тагдашние мужчины были женщинами, а женщины - мужчинами.Более того, такие же сказания об амазонках
распространены и теперь, и наша склонность верить больше древним сказаниям, чем современным, еще более усиливает упомянутую странность
Во всяком случае, передают об основании амазонками некоторых городов и о названиях их, происходящих от амазонок, например, Эфес, Смирна, Кима и Мирина (на зап. побережье Малой Азии), а также об их могилах и других памятниках. Все называют Фемискиру, равнины у Фермодонта и горы, возвышающиеся над ними (черноморское побережье Малой Азии), страной амазонок, утверждая, что они были изгнаны отсюда. Что касается теперешнего местопребывания амазонок, то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения".

Блюдо с самым ранним изображением амазонок, 7 в. до н.э. Предполагается, что изображен бой Геракла с царицей амазонок Ипполитой
Греческие легенды относят время деятельности амазонок к периоду жизни Геракла, Тезея и героев Троянской войны, т.е. к XIII веку до новой эры. Если наложить на карту мифические походы амазонок, то они совпадут (во времени и в пространстве) с реконструированным движением древних индийцев на запад вплоть западного побережья Малой Азии. (Э.Берзин "Западные индийцы и загадка амазонок" "Знание-сила" № 2 ,1983).

Амазонка выносит из боя раненную подругу

Исходным пунктом движения амазонок был Дон, в древности называвшийся Танаисом. Как сообщает античное предание, это название от получил от Танаиса, сына царицы амазонок Лисиппы, а до этого назывался Син (искаженное название Синда, главной основной реки древних индийцев). От Танаиса народ амазонок под предводительством Лисиппы двинулся в поход через кавказ на южный берег Черного моря, где захватил богатую и удобную для развития коневодства долину реки Фермодонта (современная река Терме-чай). При приемниках Лиссипы аназонки дошли вдоль северного берега Черного моря до Дуная, а затем, двигаясь с севера и с юга, достигли богатейших земель на западном берегу Малой Азии, где основали ряд городов.
Рис.3. Изображение амазонок на вазе
Время этих походов античная традиция датирует десятилетиями, предшествующими Троянской войне. Царь Приам у Гомера вспоминает о войне троянцев с амазонками в годы его юности:

"Там находился и я, и союзником оных считался,
В день, когда мужам подобные ратью нашли амазонки..."

Рис.4 А. Изображение Геракла, сражающегося с амазонками на чернофигурной амфоре. Конец VI в до н.э. Б - Геракл и амазонка. Метопа храма Геры в Селинунте. Сицилия(470-460 гг до н.э.)
Хронологически походы амазонок, таким образом, можно отнести к XIV-XIII векам до новой эры, что подтверждается лингвистическими данными о распространении индийцев, а также некоторыми археологическими материалами о движении на юг Катакомбной культуры.
На пути к берегам Эгейского моря амазонки столкнулись с двигавшимися на восток микенскими греками. Согласно преданию, поход греков на амазонок возглавил сам Геракл. Проникнув в главную базу амазонок на Фермодонте, он,

как гласит легенда, захватил царицу амазонок Антиопу и отдал ее в жены афинскому царю Тезею.

Чтобы выручить свою царицу, амазонки и предприняли поход на Афины. При этом исходным пунктом похода, согласно ряду античных авторов , был не Фермодонт, а Танаис (Дон), берега которого - коренная область амазонок ( и древних индийцев).Ворвавшись в Афины, амазонки захватили стратегическую высоту - холм, получивший название бога войны Ареса, которому поклонялись эти конные воительницы. Схватки продолжались около 4-х месяцев. Однако афиняне отразили натиск амазонок, и те ушли на родину.
Рис.5. Битва Тезея с амазонками. Фрагменты с древнегреческой вазы
Известно, что влюбленная в Тесея Антиопа сражалась на его стороне против амазонок,пришедших ее освободить. Однако это ей не помогло. Во время торжеств, посвященных помолвке Тесея и Федры, дочери царя Креты, Довкалиона, она, охваченная приступом ревности, ворвалась в полном воинском облачении, угрожая перебить гостей. Долго Тесей вместе с товарищами бился с нею в стенах своего дворца, пока не пала она в не равной битве

Рис. Дурис. Канфар с изображением битвы Теламона с амазонками (490-480 гг до н.э.)

Рис.6. Серебряная амфора с изображением битвы амазонок с эллинами обнаружена в одном из курганов на Дунае
Рис.7. Золотой фалар - конская пряжка, найденная в сарматском кургане на Кубани. Сюжет не выяснен
После этого могущество амазонок быстро пошло на спад.

Расписной краснофигурный кратер со сценами "амазономахии". V век до н.э. Археологю музей в Палермо
Они еще приняли участие в Троянской войне на стороне царя Приама. Шлиман утверждал, что амазонки действительно участовали в защите Трои от ахейцев. В этой войне, По "Иллиаде", Ахил сразил царицу амазонок Пентесилею.

Не раз вынуждала она Ахила отступать. Когда же наконец ему удалось ее убить, то пораженный красотой ее останков, он влюбился и совершил акт некрофилии



Вскоре после этого, варварские народы Малой Азии, объединившись, изгнали амазонок, и те ушли на Северный Кавказ.
Существовало государстов женщин и в Ливии. Занимали они остров Геспере на озере Тритонис. Ливийские амазоеки под предводительством королевы Мирине напали на Атлантов и захватили их столицу Керне, на острове, расположенном в Атлантике.
Александр Македонский наткнулся на амазонок среди степей во время преследовния Дария. Там навестила его их королева Талестрис, желая родить сына от столь великого полководца. Чем закончилась их встреча неизвествно. О надчерноморских амазонках позднее упоминали также римские полководцы Помпей и Цезарь.
В конце античной эпохи ожило воспоминание о царстве женщин в результате многолетних войн римлян с богатым государством Пальмирой. Королеву Пальмиры Зенобию относили к амазонкам. Наконец Пальмира была захвачена, а королева пленена. Во время триумфального шествия Аурелиана, римляне с удивлением рассматривали плененную коловеву и ее дружину, состоящую из рослых светловолосых готских женщин.
Африканские амазонки не лишали себя правой груди. Первые европейцы, побывавшие при дворе короля Дагомеи, с удивлением описывали хорошо обученные и хорошо воруженные отряды королевской гвардии, состоящие из женщин. Эти отряды считались самыми воинственными и использовали их в самых важных миссиях.
О Ливийских амазонках, об африканской царице амазонок и знаменитой родоначальнице туарегов Tin Hinan и об амазонках вообще смотри этот, прекрасно сделанный сайт
В статье "Мазовия - последний бастион амазонок" (Z.Skrok "Masowsze - ostatni bastion amazonek. Przekroj. 1979. N 1769. 10-11) рассказывается об исторических свидетельствах VII-X вв, повествующих о прибалтийском государстве женщин. Мазовецкие археологи обнаружили многочисленные женские захоронения в Мазовии и Подлесье, относящиеся к III-IV в. Автор полагает, что готы отправляясь в поход на заваевание богатейших провинций Римской империи, легендарного сказачного края Ойум, оставили своих женщин, детей и стариков на пути своего следования в Мазовии, надеясь вскоре вернуться с богатой добычей. Оставшиеся одни женщины для обеспечения своей безопастности организовали нечто вроде государства, выполняя в нем все роли, в том числе и предназначенные для мужчин. Они конечно имели контакты с мужчинами ближайшего окружения, но никогда не осмелились легализовать те связи, ожидая возвращения законных мужей. Умерших мужчин они не осмеливались хоронить на своих кладбищах, а возвращали в их племена. Вот такой вышел курьез с готскими амазонками. Предполагается, что их государство погибло во время Великого переселения народов, после развала Римской империи под натиском азиатских кочевников.
При раскопках на Таманском полуострове московские археологи обнаружили фрагменты мраморного рельефа

. Греческий историк Полиен (II век до н.э.) записал легенду греческих колонистов Таманского полуострова о царице Тиргатао. Во главе соплеменниц она штурмовала греческие полисы с целью безжалостного грабежа. Война с переменным успехом длилась целых двадцать лет. Московские археологи пришли к убеждению, что на барельефе отражены именно эти исторические события.

Близ с. Покровка, восточнее Волгограда, археологами в 1997 г раскопано большое число женских захоронений, относящихся к VI-III в. до н.э. Помимо оружия в могильниках воительниц обнаружены бронзовые зеркала греческой работы, бус, изящной посуды, парфюмерных коробочек из створок раковин. Доказательством того, что тут находится некрополь легендарных амазонок может служить следующий факт. В одном из курганов покоился костяк 14-летней девушки. Тело обложено бронзовыми наконечниками дротиков, колчанами и луками. Все вооружение было в деле. Юная сарматка явно участоввала в воинственных походах - у нее следы неоднократных ранений. В груди нашли каменный осколок от наконечника копья. Этот удар в район сердца и был причиной смерти. Наконечник от копья македонского типа. Значит, труп юной кавалеристки привезли в заволжские равнины из далеких стран, возможно с берегов Дуная. Еще в одном захоронении юная воительница погибла от удара меча по плечу, кости которого раздроблены ("ЧиП" 1998.№8.С.44).

Рис.8. Ритоны в виде голов амазонок. (Панагюриштенский клад. Болгария) и Фрагмент с древнегреческой вазы с изображением головы амазонки

Действительно ли это был народ, состоящий исключительно из женщин? Историк Помпей Трог сообщает, что амазонок в их походе на Афины сопровождало союзное скифское войско во главе с царевичем Панасагором. Античные авторы, начиная с Гомера, ставят рядом с амазонками имя их союзников - солимов. Согласно преданию те и другие были разгромлены в Ликии (запад Малой Азии) греческим героем Беллерофонтом. Слово "солима" соответствует древнеиранскому "сарима", то есть сарматам (савроматам), которые согласно Геродоту, произошли от браков амазонок со скифами (точнее - древними иранцами). Можно допустить, что это древнее имя существовало в среде амазонок раньше, чем было перенесено на исторических сарматов.

В качестве постоянных союзников амазонок в античной лиературе называют и другое племя гаргарейцев (гаргаров). Срабон писал:"...Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказких гор, которые называются Керавнийскими...Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно".
На самом деле и "скифы" царевича Панасагора, и солимы, и гаргарейцы, судя по всему, отнюдь не были союзниками амазонок, а составляли другую половину того же племени. Эта своеобразная структура, очевидно, возникла впервые у древнеиндийских племен на Дону, после ухода их основной массы в Индию, когда немногочисленные остатки некогда могущественного племенного массива, теснимые наступавшими иранцами, нашли способ удвоить свою военную мощь. Привлечение женщин к военной службе было значительно облегчено произошедшими в это время переменами в военной технике. Афинский оратор Лисий пишет: "Амазонки, живущие на реке Фермодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие, и первые, которые стали ездить верхом. Они легко догоняли бегущих врагов и легко уходили от преследования. Амазонки властвовали над многими народами, поработили своих соседей, но пошли на греков и тут потерпели решительное поражение".
Когда же соседи амазонок тоже освоили верховую конную езду, стрельбу с коня из лука и железное оружие, амазонский племенной союз пришел в упадок.

Куда девались амазонки?

Согласно легенде, пересказанной Геродотом,
"в сражении с амазонками на реке Фермодонте эллины одержали верх, они на трех кораблях отплыли оттуда вместе с захваченными в плен амазонками... Однако в открытом море амазонки напали на мужчин и перебили их. Но кораблей они не знали, не умели обращаться ни с парусами, ни с веслами, а потому, перебивши межчин, понеслись по ветру за волнами и прибыли к Кремнам на Меотийском озере (Азовском море) - Кремны лежат в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей и пешком дошли до обитаемой местности,
"завладели первым попавшимся табуном лошадей, сели на них верхом и занялись грабежом скифских владений...Затем скифы и амазонки стали жить вместе... Так появилось к востоку от Меотийского озера племя савроматов, рожденное амазонками. И вследствие такого происхождения женщины савроматов издавна ездят верхом на охоту, ходят на войну вместе с мужчинами и носят мужскую одежду. Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет трех врагов. И савроматы женам своим во всем повинуются, как госпожам..."

Это сообщение Геродота подтверждается археологически. В 26 процентах савроматскийх погребений с оружием похоронены женщины. Таким образом, индоязычные амазонки приазовских степей слились с ираноязычными племенами, причем при этом слиянии победил иранский язык, хотя в него вошли отдельные элементы индийского, вследствие чего савроматы говорили на "испорченном" скифском языке.
Когда наступают холода, их тела покрываются перьями, - писал о сарматах древнеримский поэт Овидий. На колонне, поставленной императором Трояном в римском Форуме, "варвары" изображены в одеждах, действительно словно сшитых из птичьих перьев.

Рис.9.
Рис.10
Установлено, что на свои боевые кожаные панцири сарматские воины нашивали костяные чешуйки. Известно, что около пяти тысяч сарматов стали римскими легионерами и вместе с римскими войсками дошли до берегов Англии, где и была найдена эта надгробная стела с изображением сарматского воина.

Предполагается, что славяне также участвовали в стычках с амазонками. Это отразилось в извесном словосочетании "Баба Яга". В древнеславянском языке существовал глагол "ягать", означающий "скакать во главе конного отряда". Название "Яга" стало синонимом беспощадной степной воительницыю Постепенно образ молодой и жестокой амазонки трансформировался в Бабу Ягу - лесную ведьму ("ЧиП" 1998.№8.С.44).

М ОТКРЫТИЕ ВЕЛИКОЙ РЕКИ АМАЗОНОК М

Обратимся теперь к Хроникам и документам XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны "ОТКРЫТИЕ ВЕЛИКОЙ РЕКИ АМАЗОНОК" (Гос. Изд. географич. лит. Москва 1963).

Гаспар де Карвахаль.
Повествование о новооткрытии достославной великой реки Амазонок

Рис.11. Отражение нападения амазонками

...Пусть все знают, что тамошние индейцы подданные и данники амазонок и что, узнав о нашем приближении, они отправились к ним (амазонкам) за помощью, и десять или двенадцать (из них) явились им на подмогу. Мы видели воочию, что в бою они (амазонки) сражаются впереди всех индейцев и являются для оных чем-то вроде предводителей (como por capitanes). Они сражались так вдохновенно, что индейцы не осмеливались показать нам свои спины. Того же, кто все-таки показывал врагу свою спину, они убивали на месте прямо у нас на глазах своими палицами. Именно по этой причине индейцы стойко оборонялись.
Сии жены весьма высокого роста и белокожи, волосы у них очень длинные, заплетенные и обернутые вокруг головы. Они весьма сильны, ходят же совсем нагишом - в чем мать родила, и только стыд прикрывают. В руках у них луки и стрелы, и в бою они не уступают доброму десятку индейцев... Господь наш смилостивился над нами, приумножив наши силы и мужетво, и нашим товарищам удалось убить семерых или восьмерых из тех амазонок, и мы сами были очевидцами этого, и индейцы, видя их гибель, совсем пали духом и были разбиты и рассеяны..."
Один из плененных индейцев рассказал "...что обитают они внутри страны и что сам он бывал там много раз и видел как они живут, и знает каковы их обычаи, ибо, будучи их вассалом, он относил дань по велению своего сеньера. Капитан (Орельяна) спросил у него, много ли тех женщин, индеец ответил, что да - много, что он помнит по названиям семдесят селений... Капитан спросил, не из соломы ли строят они свои жилища, и индеец ответил, что нет - не из соломы, а из камня и устраивают в них ворота и что из одного селения в другое ведут дороги, огороженные ак с одной стороны, так и с другой стороны, и на тех дрогах в некотором удалении друг от друга устроены заставы, где размещается стража, коя взимает пошлины с тех, кто дорогами пользуется...Капитан также задал вопрос, рожают ли эти женщины, индеец сказал, что рожают, и тогда капитан удивился% как же это возможно, могут ли они ордить,если живут незамужними и среди них нет мужчин. Индеецответил, что они вступают в общение с мужчинами в определенную пору и когда им на то приходит охота. Мужчины же происходят из некой провинци одного очень важного сеньора: которая сопредельна с землею оных женщин; они - белые, только что нет у них бороды, они приходят к тем женщинам, чтобы с ними общаться. Капитан не мг взять в толк, приходят ли они по доброй воле, или их приводят силою, и живут ли они у них только некоторое время и затем уходят. Говорят, если эти женщины, забеременев, рожают мальчика, то его убивают или отсылают отцу; если же у них рождается дочь, то ее пестуют и холят с превеликой радостью; говорят, что у этих женщин есть главная сеньора, которой все остальные повинуются, и зовут ее Корони ( в варианте Медины - Коньори, у Овьедо - Конори).
Рис.12. Испанцы, нападающие на индейских женщин
Индеец сказал также, что там полным-полно золота и других богатств и что все важные сеньоры и знатные женщины пьют и едят на золоте и у каждой (в доме) огромные сосуды (тоже из золота). У остальных же - у простолюдинок - вся утварь из глины либо из дерева..."
Орельяна горел желанием захватить в плен хотя бы одну из амазонок. 24 июня 1542 г, согласно описанию Карвахаля они натолкнулись на купающихся амазонок в небольшой прибрежной бухте. Потеряв всякую осторожность они в полном облачении бросились кто в каноэ, кто прямо в воду. Им даже удалось отсечь путь отступления амазонкам к их селению. Но тут поднялась тревога , забили барабаны и из домов стали выбегать вооруженные женщины... Амазонки целились из своих луков только в глаза противника. Затем раздался сигнал и все амазонки отступили и исчезли. Захватить никого не удалось.
Рис.13. Нападение испанцев на индейских женщин. Стаинная гравюра.
На следующие утро на конкистадоров напали вооруженные воины, по-видимому, гуаракасы, призванные на помощь Конори. Ранены были все конкистадоры, в том числе и Орельяна.
Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес
Сведения о походе Гонсало Писарро в страну корицы, о плавнаии Франсиско де Орельяны по реке Мараньон и о землях, лежащих по этой реке.

" В том повествовании, которое, как я уже сказал, сочинил фрай Гаспар де Карвахаль и которое включено в главу XXIV последней книги этой истории, среди прочих примечательных вещей говорится о государстве женщин, кои живут одни, сами по себе, без мужчин, и ходят на войну; женщины эти могущественны, богаты и владеют обширными провинцими. В других частях этой всеобщей истории Индий уже упоминались некоторые области, где женщины - полновластные владычицы и где они правят своими государствами, совершая в оных правосудие, владея оружием и пуская его в ход, когда им заблагорассудится; так я упоминал в гл. Х книги XXIV о некой королеве по имени Орокомай. Точно также, говоря о губернаторстве Новая Галисия (Сев. Мексика) и о завоевании оного (речь об этом шла в книге XXXIV, гл. VIII), я описывал владения Сигуатан, - обитателей их, если только мне сказали правду, можно назвать амазонками. Однако эти последние не отрезают себе правую грудь, как это делали жены, коих древние прозвали амазонками, как о том сообщает Юстин (римск. историк конец II- начало III в.), а он говорит, что они сжигали себе правую грудь, дабы она не служила помехой при стрельбе из лука. Но и первое и второе, т.е. то, чего касался я повествуя о владениях Орокомай и Сигуатан, - ничто в сравнении с тем, что соообщают люди Орельяны о своих беседах с женщинами, каковых именуют амазонками.От одного индейца, коего капитан Орельяна забрал с собой (он умер впоследствии на о. Кабагуа), они получили сведения, что земли те, над которыми эти женщины властвуют и на которых
не сыскать ни одного мужчины,тянутся в длину триста лиг, и все сие пространство населяют одни лишь женщины; над всеми этими землями владычествует и ими правит некая женщина по имени Конори.В ее владениях и вне их, в тех, что находятся по соседству, все ей беспркословно подчинаются и там ее очень почитают и боятся. Под ее рукой многие провинции, кои ей повинуются и признают ее своей государыней и служат ей как вассалы и данники. Подвластные ей племена живут в том краю, где владычествует некий велики властелин по имени Рапиро.Подчинены ей также страна другого государя, которого кличут Торона, провинция, коейправит другой сеньор по имени Ягуарайо, и провинция, принадалежащая Топайо, а также земля, которой управляет другой муж, некий Куэнъюко, и другая провинция, которая зовется, также как и ее сеньор - Чипайо, и еще одна провинция, где власть держит другой сеньор, по прозванию Ягуайо.
Все эти сеньоры или государи - могущественные властители и властвуют над обширными землями, и все они находятся в подчинении у амазонок ( если можно их так назвать) и служат оным и их королеве Конори. Это государство женщин находится на материковой земле между рекою Мараньон и рекою Ла Плата, коей настоящее название Паранагуасу (Ла Плата - серебряная река - сейчас так называется общий расширенный эстуарий рек Парана и Уругвай. Парана-Гуасу - большая река - сейчас такое название носит один из правых рукавов дельты реки Парана. Сомнительно, чтобы Овьедо имел здесь в виду указанные реки)."

Коментарии. К вопросу о достоверности "повествования" монаха-путешественника Карвахаля

Может быть и не следовало бы на этом останавливаться - настолько все в этом "Повествовании" очевидно, не будь в нем нескольких сомнительных и даже фантастических сообщений, а именно - сведений о растянувшихся-де на многие километры вдоль Амазонки поселениях и о живущих-де на этой реке амазонках, что послужило поводом для дескредитации всего "Повествования" в целом.
Легенды о безмужних женщинах-воительницах - смутное воспоминание об эпохе матриархата - распространены были еще в незапамятные времена во многих странах мира. Вторую жизнь древняя легенда обрела в пору открытия и завоевания Нового Света: пылкое воображение конкистадоров, которым наяву случалось переживать чудеса поудивительнее этой сказки, поселило амазонок и на Антильских островах: и в Мексике, и, наконец, на берегах исполинской реки, которую впоследствии нарекли их именем. В XVI в существование амазонок у многих образованных людей, например, Колумба и Овьедо, не вызывало сомнений. Но даже в середине XVIII в французский ученый Шарль Ла Кодамин, совершивший путешествие по следам Орельяны, писал:"Эти подробности (т.е. рассказы индейцев), однако, подтверждают, что на континенте сущетвовало государство женщин, которые жили одни, не допуская к себе ни одного мужчину, и которые ушли куда-то на север, вгубь страны, по Риу-Негру или по какой-то другой реке, впадающей поблизости от нее в Мараньон". Кстати сказать,предания об амазонках, которые живут то ли по Риу-Негру, то ли в верховьях Риу-Тромбетас, возможно, имеет реальны корни (так полагал Гумбольдт); ведь некоторые индейские племена Восточной Бразилии, например, ботокуды, придерживаются материнского счета родства. Не раз возвращались к проблеме амазонок ученые и в XIX веке (например, Уоллес, Спрус). Стоит ли поэтому упрекать Карвахаля (ведь тогда пришлось бы упрекать и Колумба, который тоже упоминает об амазонках) в том, что он верит в них, тем более, что Карвахаль разграничивает виденное им самим от рассказа пленного индейца? Так, он собщает, что в одном бою видел "десять или двенадцать женщин-индианок, которые сражались против испанцев с большой храбростью, наравне с мужчинами, и дает затем вполне реалистическое описание их наружности ( что же до того, что "в бою они не уступали десятку индейцев", то это, вероятно преувеличение, обычное для авторов XVI века).
"Среди прочих несуразностей он (Орельяна) утверждал, - пишет отдин из хронистов XVI в. Гомара, - что на той реке были амазонки, с которыми он и его сотоварищи сражались. В том, что женщины там ходят с оружием и сражаются, нет ничего особенного, ибо Парии (т.е. на полуострове Пария), что находятся совсем неподалеку (оттуда), да и в прочих краях Индий, это - привычное дело; не верю, что какя-нибудь женщина может отрезать себе, либо выжечь правую грудь, чтобы стрелять из лука, ибо и с нею они стреляют славно; не поверю также, что будто бы убивают либо изгоняют собственных сыновей и что живут без мужей, будучи донельзя развратными".
Рис.13. Участие женщин в битвах индейцев
"Многие полагали, - вторит ему другой хронист Эррера, - что капитан Орельяна не должен был называть женщин, кои сражались, амазонками, ни утверждать со столь слабым основанием, что они таковыми были, ибо в Индиях вовсе не новость, что женщины сражаюся либо стреляют из лука, как сие наблюдалось уже на многих островах, где они выказывали себя столь же отважными, что и мужчины". Но если оставить на совести Гомары и Эрреры утверждения, которых нет ни у Карвахаля, ни у Орельяны-Овьеды (например, насчет того, что виденные ими амазонки выжигали себе правую грудь), то их суждения нас вполне могут удовлетворить.
Следует отметить, что "Сведения" Карвахаля и Орельяны-Овьедо об амазонках в общих чертах воспроизводят древнюю легенду, а в частностях походят на подлинные факты перуанской действительности, какой она предстала перед испанскими завоевателями. Сравните, например, описание Корвахалем дорог выдуманного царства амазонок с описанием занменитых дорог империи инков (остатки их сохранились до сих пор), которое мы встречаем у Сьесы де Леоне: "соорудили дорогу шириной не менее 15 пье (около 3,2 м); по одну и по другую сторону оной возвышались стены высотою более человеческого роста до изрядной крепости, и все полотно сей дороги было отменно выровнено и обсажено деревьями...и в каждой из сих долин были устроены большиеи весьма основательные помещения для инков и продовольственные склады для военных людей..." А вот как описывает перуанский храм "дев солнца" Франсиско де Херес:" Это был большой дом, обнесенный стеною с воротами, в коем помещалось много женщин; женщины сии шили и ткали одежду для войска Атабалибы (Атуальпы), не имеея (при себе) других мужчин, кроме привратников, кои их охраняли; а у входа в селение было подвешено за ноги несколько индейцев; и я узнал..., что Атабалиба повелел их умертвить за то, что один из них проник в дом, чтобы спать с одной; и сего, кто проник, равно как и привратников, кои оного допустили, повесил". Одежда и детали быта мифических амазонок сходны с одеждой и деталями быта реальных "дев солнца"; убранство, утварь, золотые плиты мифических "домов солнца" подобны убранству, утвари, золотым плитам реальных перуанских храмов.
Hosted by uCoz