Посещений:
АНГЕЛЫА.Рублев "Ветхозаветная Троица"
Благочестно праздновать собор святых ангелов святая Церковь приняла по преданию богодухновенных отцов после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками... о чем так сказано в книге Царств: "кадили Ваалу,
солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному" (4 Цар. 23, 5), то есть ангелам, ибо они суть воинство небесное. Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами.
Фрагмент иконы "Всемогущий Господь" ("Great You Are my Lord"). Монастырь Toplou (Creta). John Kornaros.1770Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.Фрагмент иконы "Видение"Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестикрылые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл" (Ис. 6, 2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: "Бог наш есть огнь поядающий" (Евр. 12, 29); "престол Его - как пламя огня" (Дан. 7, 9); "Вид же славы Господней... как огонь поядающий" (Исх. 24, 17). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий" (Пс. 103, 4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значит: пламенеющий.После серафимов перед всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувимы" - по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очей для боговидения и богопознания. Затем - перед Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: "Ты воссел на престоле, Судия праведный" (Пс. 9, 5). Поэтому через них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд. В средней иерархии также заключается три чина святых ангелов: господства, силы и власти. В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы. Рассуждая об этом, святой Григорий Двоеслов говорит: "Когда один ангел говорит другому: "Иди скорее и скажи этому юноше", - нет сомнения, что одни ангелы посылают других, низшие - посылаются, высшие - посылают" (Толкование 4 на Евангелие). Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один ангел повелевает другому ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8, 16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерения Творца своего ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям. Здесь можно посмотреть О свойствах ангелов в православной трактовке и О свойствах ангелов по Фоме Аквинскому Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день месяца ноября, то есть девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного суда Господня, который божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступит как бы день восьмой, "Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним" (Мф. 25,31). "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров" (Мф. 24, 31), то есть от востока, запада, севера и юга. О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честию празднующих!
Архангелы Михаил и Гавриил. Иконы XVI в.
Говоря так ко всему собору ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Ис. 6,3). Такое соединение святых ангелов получило название Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа - Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки. Аминь. |
4. Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего ангела, основывается на словах пророка Даниила (Дан. 10, 13), где говорится об ангелах царств Персидского и Иудейского.
5. По значению слова Михаил есть ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан. 10, 13,21; 12, 1). В Откровении святого Иоанна Богослова архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: "и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною... и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12, 79); тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12, 13-17); но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым архангелом Михаилом. Почитание святого архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам.
6. Денница - заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарей, но, возгордившись и восстав против Бога, ниспал в бездну и подвергся вечному осуждению.
Видение повторилось
(10.5.) И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит.
6. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: "возьми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, -
7. тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел.
8. И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их.
По Церковному преданию, запечатленному в
службе Архистратигу Михаилу,
он принимал участие во многих
ветхозаветных событиях. Во
время выхода израильтян из
Египта он предводительствовал
им в виде столпа облачного днем
и столпа огненного ночью. Через
него явилась Сила Господня,
уничтожившая египтян и
фараона, преследовавших
израильтян. Архистратиг Михаил
защищал Израиль во всех
бедствиях. Он явился Иисусу
Навину и открыл волю Господа на
взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16).
Сила великого Архистратига
Божия явилась в уничтожении 185
тысяч воинов Ассирийского царя
Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в
поражении нечестивого вождя
Антиохова Илиодора и в
ограждении от огня трех святых
отроков - Анании, Азарии и
Мисаила, брошенных в печь на
сожжение за отказ поклониться
идолу (Дан. 3, 92-95). По воле
Божией, Архистратиг перенес
пророка Аввакума из Иудеи в
Вавилон, чтобы дать пищу
Даниилу, в рове со львами
заключенному (кондак акафиста,
8). Архангел Михаил запретил
диаволу явить иудеям тело
святого пророка Моисея для
обожения (Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей мы возбрани поити на Великии Новгород"". Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила. |
Кроме архангелов Михаила и Гавриила (26 мар. и 13 июл.), по Свящ. Писанию и преданию, известны еще следующие архангелы: Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15), Уриил - огонь или свет Божий, просветитель потемненных (3 Ездр. 5, 16), Селафиил - молитвенник Божий и людей возбуждающий к молитве (3 Ездр. 5, 16), Иeгудил - славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствующий о воздаянии им за их подвиги, Варахиил - благословение Божие, раздаятель его и ходатай, испрашивающий людям благодеяния Божии*), Иеремиил - возвышение Божие (3 Ездр. 4, 36).
Тропарь, гл. 4. Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом курил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны приподающия прилежно, и вопиющия: от беды избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Кондак, гл.2. Архистратизи Божии, служители Божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных архистратизи. |