Носитель первой из этих сил представлен как "зверь, выходящий из бездны" (11:7) или зверь, выходящий из моря (13:1). Его главный отличительный признак - богохульство. "И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе" (13:6); "на головах его имена богохульные (13:1)
Пророчествует о нем и апостол Павел: "...откроется человек греха, сын погибели, противящийся и и превозносящий выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога"(2 Фес. 2:3-4).
Апокалипсис показывает, что все зло концентрируется в первом звере. | "Второй зверь", или "зверь, выходящий из земли" ,"заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю" (13:12).
Наконец, дракон, низвергнутый Михаилом с неба, передает ему силу свою и престол свой и великую власть" (13:2).
Хотя эти три силы на короткое время объединяются против общего врага, однако они имеют разное происхождение... Зло не может быть единым по своей сути, носители зла ненавидят друг друга, их единство всегда вынужденное и непрочное.
Согласно Откровению Иоанна, они отличаются, образно говоря, "местом жительства" - дракон с неба, зверь из бездны и зверь из земли |
Первый зверь выходит из преисподней - из места заточения и наказания. Это - один из сотворенных духов, отпавший от Бога задолго до сотворения Адама.
Поводом для отпадения могло быть участие этого духа в развитии жизни на земле. Злоупотребив своей творческой свободой, познав тайны наследственности и формирования новых видос, он возомнил себя хозяином земли и стал извращать пути эволюции живого мира. Когда мера беззакония превзошла допустимый уровень так, что весь замысел Божий оказался под угрозой, отпавший дух был отвергнут от лица Божия и заключен в преисподнюю. Он все же сохранил каую-то возможность действовать на земле, особенно после грехопадения Адама, но все эти действия воспринимаются как запретные и преступные для всех, кто имеет закон, | написанный в сердце (Рим. 2:15), именно этот закон создает общее для человечества представление о добре и зле.
Кто же выпустил зверя из преисподней в апокалиптические времена? Может быть зверь, выходящий из земли? Этот образ обычно трактуется как зло человеческое: лженаука и магия, злоупотребление разумом для богоборческих целей. Родоначальником этого вида зла, вероятно является Каин, который из-за братоубийства потерял свойственную первым людям власть над землей и стал основателем городской цивилизации (Быт.4). Зверь из земли, названный "лжепророком" (19:20), обладает большой властью над материальной природой: он "творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми" (13:13). |
В Ветхом Завете он упоминается как один из "сыновей Божиих" (Иов. 1:6) и возможно, как "князь Персидский" у Даниила (Дан. 10:13). Само имя "сатана" на иврите означает "скептик, сомневающийся"; в этом именно качестве он выступает в истории с Иовом. Он здесь показан как один из ангелов, выполняющих определенные функции, отраженные в его имени. Недоверие, скептицизм сатаны прежде всего относится к человеку вообще, который из-за своего тела оказывается подверженным воздействию преисподнего зла. Видимо, сатана считал себя главным врагом преисподней и с подозрением испытывает человека, начиная с Адама и Евы. Его деятельность еще не враждебна Богу, он отличается лишь чрезмерным "аскетическим благочестием", из чего в будущем могут произрасти зависть, | лицемерие и гордыня.
В разговоре с Иисусом в пустыне сатана предлагает свой план спасения человеческого рода. Этот плпн можно назвать ложным, но еще нельза однозначно обличить как преступный. Главное здесь - претензия сатаны на первенствующую роль в деле спасения. Он, несомненно, считает, что ангел в принципе выше человека. Не случайно его план опирается на слабости и низшие проявления человеческой природы. Иисус отвергает этот план и требует:"следуй за мной, сатана" (Мф. 4:10) - так, во всяком случае, в греческом и славянском тексте. Святой Иероним, переводя Библию на латынь, внес принципиальное изменение смысла: "отойди от Меня, сатана", - так как, возможно, отождествлял сатану с духом преисподней. |
Сатана не отказывается от своих представлений о человеке и продолжает осуществлять план, который он считает "спасительным". Суть этого плана в том, что человек должен отвергнуть притязания преисподней, но не из любви к Богу, а из гордости; в конечном счете он должен отказаться от тела и уподобиться ангелам. Пока же человек находится в теле, его рабство перед силами присподней неизбежно.
Тем самым сатана уступает землю силам зла, себе же оставляет духовные пространства Космоса. В этом же содержится измена Богу, Творцу Неба и Земли, и частичный союз с преисподней. Второй этап падения сатаны описан в Откровении Иоанна: Михаил, которого он хочет "пожрать" в младенчестве, побеждает его и низвергает на землю (12:7-9).Тогда в состоянии "сильной ярости" (12:12) он открыто объединяется с духом преисподней, против которого вел прежде такую непримиримую войну: отдает зверю "силу свою", престол свой и великую власть (13:2). Этим он окончательно разоблачает себя и подвергается наказанию - заключению в бездну, или преисподнюю (20:1-3), где прежде находился первый зверь. | Низвергает его, несомненно, сам архангел Михаил: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну , и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобождение на малое время" (20:1-3). Это - третий этап падения сатаны. |