Посещений:
Hosted by uCoz

Sorry, no java browser


В начале ветхозаветной книги "Берешит" (Книги Бытия) - в конце второго стиха "Земля же была безвидна и пуста, и Тьма над Бездной", перед стихом третьим "И сказал Бог: Да будет свет" - сказано (потрясающе сказано!): "И Дух Божий носился над водою".

"Носился" - это в синодальном, очень бледном и невыразительном переводе c ивритского "мерахефет", которое означает: "дрожал", "трепетал", "порхал", "парил" - а также "витал". Почему Дух Божий "дрожал", "трепетал", - порхая над Бездной, как самка-птица(*) над гнездом с птенцами, к которому уже подбирался хищник? Потому что рядом С Духом Божьим как его великая тень, уже "парил" - отражаясь в той же Бездне, Люцифер, Ангел Утренней Зари: порожденный Бездной еще до дней творенья. И Творец это сознавал - еще перед тем, как сказал первое творческое Слово...

Как глухо ("мистически") свидетельствует, таким образом, Книга Бытия, " в начале (еще до Слова!) была величайшая Тревога". Тревога древнее первого Слова. Велика Тревога Божия предшестовала Его великой Отваге (оба русские эти слова - одного корня, две родные сестры). И беда творческому слову, глубокому решению, великому историческому делу, если ему не предшестовала, если его не сопровождает - на протяжении самого дела - столь же глубокая и великая тревога.

Л.Е.Пинский "Парафразы и памятования"
"Человек" 6/98 с.115-116
(*)
Мерахефет - женское окончание глагола, так как ивритское слово "Раух" ("Дух") - женского рода
(**)
Яков Бёме - знаменитый мистик и теософ (1575 - 1624). Главный пункт его учения вопрос о происхождении зла, который он решает, допуская в самом Боге отрицательное, темное начало, подобно тому как во всех вещах есть первоначальная противоположность - добро и зло. Главное его сочинение "Aurora oder d. Morgenrothe im Aufgange" (1612).

В легенде ордена тамплиеров (НиР 9/92) "Бунт Сатанаила" также содержится указание на то, что темные силы существовали и до падения Ангелов.

"...Но встретил Сатанаил отпор в лице Михаила, охраняющего Печать Оккультного Молчания, и не удалась его попытка. Зазвенел тогда по космосам призывный клич Сатанаила - Легов (Ангелов?) звал он к себе на помощь. И явился весь космос Легов и незванными прилетели к нему темные Леги, Князь Тьмы и темные Арлеги; словом, все Темное Царство прилетело к нему. Не мог Михаил противостоять таким силам. И сорвал Сатанаил первую печать Оккультного Молчания, Печать Знания, и знание широко разлилось по космосам."

В "Младшей Эдде" "Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда, и инея. южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма".




Дьявол в кругу Архангелов. Франциско да Волтерра. Трагическая история. Деталь. (Composanto Pisa)

Можно ли ассоцировать в данном случае Князя Тьмы с Люцифером, порождением бездны и властителем преисподней? Пожалуй, да.



Однако согласно католической энциклопедии "Lucifer the name of the principal fallen angel who must lament the loss of his original glory bright as the morning star. In Christian tradition this meaning of Lucifer has prevailed; the Fathers maintain that Lucifer is not the proper name of the devil, but denotes only the state from which he has fallen (Petavius, De Angelis, III, iii, 4)." То есть Люцифер - не является собственным именем Зла, а означает лишь состояние из которого он пал. Значит был Люцифером стал князем тьмы.





И из Священного Писания следует, что отпадение властителя преисподней от Бога произошло задолго до сотворения Адама, а падение сатаны произошло совсем недавно, когда все основные силы зла уже были налицо. Приведу отрывки из работы Л. Регельсона "Образы Апокалипсиса" - "Силы Зла" (Нир 6/93)

Откровение Ианна в гл.13 показывает три силы зла, которые объединяются чтобы установить на земле свое царство.



Носитель первой из этих сил представлен как "зверь, выходящий из бездны" (11:7) или зверь, выходящий из моря (13:1). Его главный отличительный признак - богохульство. "И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе" (13:6); "на головах его имена богохульные (13:1)

Пророчествует о нем и апостол Павел: "...откроется человек греха, сын погибели, противящийся и и превозносящий выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога"(2 Фес. 2:3-4).
Апокалипсис показывает, что все зло концентрируется в первом звере.
"Второй зверь", или "зверь, выходящий из земли" ,"заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю" (13:12).

Наконец, дракон, низвергнутый Михаилом с неба, передает ему силу свою и престол свой и великую власть" (13:2).

Хотя эти три силы на короткое время объединяются против общего врага, однако они имеют разное происхождение... Зло не может быть единым по своей сути, носители зла ненавидят друг друга, их единство всегда вынужденное и непрочное.
Согласно Откровению Иоанна, они отличаются, образно говоря, "местом жительства" - дракон с неба, зверь из бездны и зверь из земли




Море и бездна в Библии сближаются с понятиями ада и преисподней


Первый зверь выходит из преисподней - из места заточения и наказания. Это - один из сотворенных духов, отпавший от Бога задолго до сотворения Адама.
Поводом для отпадения могло быть участие этого духа в развитии жизни на земле. Злоупотребив своей творческой свободой, познав тайны наследственности и формирования новых видос, он возомнил себя хозяином земли и стал извращать пути эволюции живого мира. Когда мера беззакония превзошла допустимый уровень так, что весь замысел Божий оказался под угрозой, отпавший дух был отвергнут от лица Божия и заключен в преисподнюю. Он все же сохранил каую-то возможность действовать на земле, особенно после грехопадения Адама, но все эти действия воспринимаются как запретные и преступные для всех, кто имеет закон,
написанный в сердце (Рим. 2:15), именно этот закон создает общее для человечества представление о добре и зле.
Кто же выпустил зверя из преисподней в апокалиптические времена? Может быть зверь, выходящий из земли?
Этот образ обычно трактуется как зло человеческое: лженаука и магия, злоупотребление разумом для богоборческих целей. Родоначальником этого вида зла, вероятно является Каин, который из-за братоубийства потерял свойственную первым людям власть над землей и стал основателем городской цивилизации (Быт.4). Зверь из земли, названный "лжепророком" (19:20), обладает большой властью над материальной природой: он "творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми" (13:13).


Кто же в таком случает дракон, сошедший с неба? Откровение Иоанна называет его по имени:"дракон, змий древний, который есть диавол и сатана" (20:2). "Сатана" - имя собственное, полученное от Бога; негативную окраску это имя приобретает не сразу. Если буквально следовать тексту Священного Писания, падение сатаны происходит поэтапно.

В Ветхом Завете он упоминается как один из "сыновей Божиих" (Иов. 1:6) и возможно, как "князь Персидский" у Даниила (Дан. 10:13). Само имя "сатана" на иврите означает "скептик, сомневающийся"; в этом именно качестве он выступает в истории с Иовом. Он здесь показан как один из ангелов, выполняющих определенные функции, отраженные в его имени. Недоверие, скептицизм сатаны прежде всего относится к человеку вообще, который из-за своего тела оказывается подверженным воздействию преисподнего зла. Видимо, сатана считал себя главным врагом преисподней и с подозрением испытывает человека, начиная с Адама и Евы. Его деятельность еще не враждебна Богу, он отличается лишь чрезмерным "аскетическим благочестием", из чего в будущем могут произрасти зависть,
лицемерие и гордыня.
В разговоре с Иисусом в пустыне сатана предлагает свой план спасения человеческого рода. Этот плпн можно назвать ложным, но еще нельза однозначно обличить как преступный. Главное здесь - претензия сатаны на первенствующую роль в деле спасения. Он, несомненно, считает, что ангел в принципе выше человека. Не случайно его план опирается на слабости и низшие проявления человеческой природы. Иисус отвергает этот план и требует:"следуй за мной, сатана" (Мф. 4:10) - так, во всяком случае, в греческом и славянском тексте. Святой Иероним, переводя Библию на латынь, внес принципиальное изменение смысла: "отойди от Меня, сатана", - так как, возможно, отождествлял сатану с духом преисподней.

Момент первого падения сатаны обозначен в Евангелии совершенно четко. Когда 70 учеников вернулись с первой проповеди, Иисус сказал им: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10:18). Здесь не идет речь о низвержении с неба, но скорее о добровольном акте, который можно поставить в параллель с самоубийством Иуды Искариота: не напрасно подчеркивают евангелисты, что в Иуду "вошел сатана" (Ин. 13:27; Лк. 22:3). Видимо, обуреваемый завистью от успеха деятельности Иисуса, сатана низвергся с неба, на котором пребывает Бог, и "поселился" в космическом пространстве. Поэтому апостол говорит о нем: "князь, господствующий в воздухе" (Еф. 2:2). Не случайно и то, что сразу после падения сатаны Иисус дает верующим молитву "Отче наш", которая кончается словами:" не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф. 6:9). Сатана здесь назван "лукавым" , т.е. лжецом, и мы просим, чтоб Отец Небесный не позволял ему испытывать нас. Его начинают также называть "диаволом" , т.е. "клеветником".

Сатана не отказывается от своих представлений о человеке и продолжает осуществлять план, который он считает "спасительным". Суть этого плана в том, что человек должен отвергнуть притязания преисподней, но не из любви к Богу, а из гордости; в конечном счете он должен отказаться от тела и уподобиться ангелам. Пока же человек находится в теле, его рабство перед силами присподней неизбежно.
Тем самым сатана уступает землю силам зла, себе же оставляет духовные пространства Космоса. В этом же содержится измена Богу, Творцу Неба и Земли, и частичный союз с преисподней. Второй этап падения сатаны описан в Откровении Иоанна: Михаил, которого он хочет "пожрать" в младенчестве, побеждает его и низвергает на землю (12:7-9).Тогда в состоянии "сильной ярости" (12:12) он открыто объединяется с духом преисподней, против которого вел прежде такую непримиримую войну: отдает зверю "силу свою", престол свой и великую власть (13:2). Этим он окончательно разоблачает себя и подвергается наказанию - заключению в бездну, или преисподнюю (20:1-3), где прежде находился первый зверь.


Низвергает его, несомненно, сам архангел Михаил: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну , и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобождение на малое время" (20:1-3). Это - третий этап падения сатаны.




Последний, четвертый этап наступает в конце тысячелетнего царства:"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога , и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспослал огонь с неба от Бога и потерял их; а диавол , прельстивший их, ввержен в озеро огненое и серное, где зверь, и лжепророк , и будет мучиться день и ночь во веки веков (20:7-9).

Подробно и нетрадиционно об Люцифере смотри на сайте
Hosted by uCoz