Посещений:
![]() | ![]() |
![]()
Епископ Кушон | ![]() Король Франции Карл VIIПосле коронования Карла осенью 1420 года Жанна повела войска на Париж. Столицу взять не удалось, но Жанна не пала духом от неудачи. Одержано несколько важных побед на севере Франции. Во время одной из отважных вылазок 23 мая 1430 года небольшой отряд Жанны был окружен бургундцами. ![]() |
Прошло 5 лет с момента сожжения Жанны, в лотарингской деревушке Грандж-оз-Орм появилась никому не известная девушка, которая расспрашивала о братьях Жанны. Называла себя Клауде. Когда, наконец, она отыскала братьев Петра и Жана дю Ли, то их восклицаниям, выражающим наивысшее удивление и радость не было конца. Девушка была чрезвычайно похожа на их знаменитую сестру. Отвечая на лавину вопросов, она подтвердила: "Да, я - Жанна-девственница, ваша сестра". Братья не сомневались, что девушка говорит правду. |
Дело получило огласку. Власти города Метц, почли своей обязанностью установить, кем собственно является та таинственная девушка: чудесно уцелевшая девственница Жанна или величайшая обманщица?
Отцы города обратились к разным людям с просьбой о даче правдивых свидетельских показаний. Множество народу, знавшего Жанну лично, побывало в Метце, чтобы лично уличить обманщицу. Но когда они видели девушку, то весь их гнев проходил и они падали перед ней на колени, заливаясь горючими слезами. |
В хронике декана Сен-Тибо из Метца указывалось, что деву хорошо приняли в Арлоне у герцогини Елизаветы. Новоявленная Дева вела светскую жизнь в Арлоне при дворе герцогини Люксембургской, а потом у графа Ульриха Вюртембергского в Кельне, она вмешивалась в дипломатические интриги местных духовных и светских феодалов. В Кельне она попыталась ссылками на волю божью помочь графу Ульриху провести его кандидатуру на престол архиепископа Трирского. Это вызвало вмещательство инквизитора Анри Кальтизера, вызвавшего ее для допроса по подозрению в ереси и колдовстве. "Дева Жанна" спешно бежала обратно в Арлон ( об этом сообщает хроника доминиканского монаха Жана Нидера). В счетной книге г. Орлеана, в которую заносились расходы, производившиеся городскими властями, можно прочесть о выдаче 9 августа 2 золотых Жану дю Ли в качестве платы за доставку писем от его сестры "девы Жанны". Имеются и другие аналогичные записи, относящиеся к поездкам Жана дю Ли к сестре и королю. Все они датируются июлем, августом и сентябрем 1436 года. Подлинность их не вызывает сомнения. |
28 июля 1439 года, если верить записям, девственница Жанна сама пожаловала в Орлеан. Жанну - она называлась теперь Жанной д'Армуаз (вышла замуж за некоего Роберта д'Армуаз сеньора де Тиммон ) - хорошо приняли в городе, в котором ее чтили и где было много людей, отлично знавших ее еще со времен знаменитой осады. Записи не оставляют сомнения, что Жанну д'Армуаз горожане сочли за Орлеанскую девственницу. В счетной книге прямо указывается, что ей была подарена крупная сумма (210 ливров) "за добрую службу, оказанную ею нашему городу во время осады".
В той же книге отмечен торжественный обед, на который она была приглашена двумя богатыми городскими патрициями - Жаном Люилье и Теваноном де Бурж -и на котором ей были оказаны всяческие знаки внимания и уважения. Жанну д'Армуз признали горожане и дворяне, хорошо знавшие Деву во время осады,- Николя Лев, Николя Груанье, Обер Буле. Они даже принимали совместно с Жанной участие в коронации Карла VII в Реймсе.
Есть записи, свидетельствующие о том, что мать Жанны д'Арк находилась в Орлеане, когда в городе торжественно принимали Жанну д'Армуаз как Орлеанскую деву. Ж.Пем приводит также ряд косвенных доказательств, что во время пребывания Жанны д'Армуаз в Орлеане город посетил сам король Карл VII. |
Таковы главные факты, на которых построена легенда о чудесном спасении Жанны д'Арк.
Несомненно, что декан Сен-Тибо искренне считал появившуюся "деву Жанну" подлинной Жанной д'Арк. Однако найдена друга рукопись его хроники, в которой декан признает свою ошибку: "В этот год прибыла молодая девица, именовавшая себя Девой Франции и так игравшая ее роль, что многие были обмануты и особенно среди них наиболее знатные". Тексты эти были опубликованы еще в 1683 году в журнале "Мерюр галант" и вызвали сенсацию. | Тогда же был опубликован брачный контракт Жанны д'Армуаз, но оригинал его никогда не был найден, и он, по всей вероятности, является подделкой, сфабрикованной священником Винье в ХVII в. Это в равной степени относится к дарственному акту Роберта д'Армуаз своей жене "Жанне, Деве Франции", приведенному в старинной "Истории Лотарингии". Этот документ сопровождается разъяснением: "Это Орлеанская дева или скорее авантюристка, принявшая ее имя и вышедшая замуж за сеньера Роберта д'Армуаз". |
В 1440 году она прибыла в Париж, где ее давно с нетерпением ждал народ. Однако парижский парламент (бывший тогда судебным учреждением), действуя, очевидно с согласия короля, принял меры, чтобы не допустить восторженного приема Жанны д'Армуаз в столице. Еще по дороге в Париж она была арестована и под вооруженным конвоем доставлена в парламент, который объявил ее самозванкой и выставил у позорного столба. Жанна д'Армуаз признала свое самозванство, Она сообщила отдельные сведения о своей прошлой жизни - путешествие в Италию, участие в войне, для чего ей пришлось переодеться в костюм солдата. Отсюда у нее возникла мысль выдать себя за Орлеанскую деву.После признания в самозванстве ее освободили из-под ареста. После смерти Робера д'Армуаза она, очевидно, была еще раз замужем за неким Жаном Луийе (некоторые исследователи, впрочем, считают, что речь здесь идет о другой женщине). В одном документе,который относится к 1457 г. (и подлинность которого далеко не безусловна), ей жаловалось прощение за то, что она именовала себя Орлеанской девой. | Ж. Гримо, автор работы "Была ли сожжена Жанна д'Арк?" (Париж, 1952)считает легендой не спасение, а смерть Жанны д'Арк на костре. Автором были собраны все основные материалы, противоречащие официальной версии смерти Орлеанской девственницы. Ж. Гримо полагает, что экзекуция была фальсифицирована и вместо Жанны ж'Арк сожжена другая девушка. Ж.Гримо полагает, что Жанне устроили побег из камеры подземным ходом.
Не существует официального акта, удостоверяющего казнь Жанны или даже просто упоминание об исполнении приговора. Во французских хрониках первой половины XVI в. о казни Жанны д'Арк говорится в неопределенных и часто в двусмысленных выражениях. Так, в "Бретонской хронике" за 1540 г. сказано, что в 1431 г "Дева была сожжена в Руане или была осуждена на это". Симфорьен Шателена в "Корабле для дам", изданном в Лионе в 1503 г., пишет, что "Дева, по мнению англичан, была сожжена в Руане, но французы это отрицают". Обращаясь к свидетельствам современников, помимо уже упомянутого декана Сен-Тибо, отмечается дневник одного парижского мещанина, в котором прямо указывается, что в Руане была под видом Жанны сожжена другая женщина. |
В рукописи, хранящейся в Британском музее под номером 11542 также указывается: "Наконец публично сожгли ее (Жанну) или же другую женщину, похожую на нее, в отношении чего многие люди держались и до сих пор придерживаются разного мнения". Слух о спасении Жанны так быстро распространился после ее казни, что это даже встревожило парижский парламент. Был даже затеян опрос свидетелей - не манкировал ли Кошон выполнением возложенных на него обязанностей? Существует известная неясность даже в дате казни Жанны. Обычно называют 30 мая, но многие осведомленные современники называли другие числа - 14 июня, 6 июля, а английские хронисты - февраль 1432 года. Не меньше разногласий и в отношении способа казни. Например, хронист Жан ла Шапель утверждает, что Жанна д'Арк сначала была обезглавлена, а уже потом ее тело было предано сожжению на костре. |
Руанский священник Жан Рикье писал, что поскольку англичане опасались, "как бы не стали говорить, что она спаслась", палачу был дан приказ сразу после смерти осужденной на время потушить огонь с целью показать присутствующим, что казнена именно Жанна. Об этом же мы читаем в дневнике парижского буржуа. Палач именно так и поступил. Впрочем остается вопрос: смогли ли свидетели казни, разглядывая уже обуглившееся тело жертвы, определить, кто именно погиб на костре?
Роль главного злодея в истории Жанны д'Арк отведена Кошону. Имеющиеся данные показывают, что Кошон явно стремился затянуть процесс. Не принял ли он личину врага Орлеанской девы, чтобы его назначили судьей и он мог бы осуществить свой план спасения Жанны? |
Почему же Кошон мог стремиться спасти Жанну? Да хотя бы от желания обеспечить свои интересы, если счастье повернется в сторону французов. Кроме того как утверждает целый ряд авторов вслед за Гримо ("Тайная миссия Орлеанской девы" Пьер дю Сермоаз, 1970; "Жанна д'Арк, принцесса с королевской кровью" Жан Банкал, 1971; "Двойная тайна девы Жанны" Е. Вейл-Рейнал, 1972; "Существовала ли Жанна д'Арк?", сборник, 1978), что у Кошона и у его английских хозяев могла быть друга причина спасти Деву. Жанна, по мнению ряда исследователей, являлась ... незаконнорожденной сестрой Карла VII, дочерью королевы Елизаветы Баварской и герцога Луи Орлеанского, брата Карла VI. | Обычно принято считать, что Жанна родилась в 1412 (или 1410 г.),однако на контрпроцессе одна из подруг детства (Овиетта) уверяла, что Жанна родилась в 1406 или 1407 году. История знает, что 10 ноября 1407 года Елизавета Баварская родила мальчика, который через несколько дней умер. Некоторые историки полагают, что королева родила не мальчика, а девочку, другие считают, что родились близнецы и мальчик действительно умер, девочку же, чтобы избежать дворцового скандала, отдали для воспитания в семейство д'Арк в деревню Домреми в Лотарингии. Что же касается Луи Орлеанского тот был убит "при достаточно загадочных обстоятельствах" две недели спустя. |
Хронист Жан Шартье отмечает, что при первой встрече Жанна сразу узнала короля, хотя тот пытался выдать за короля одного из своих придворных. Жанна отвесила все подобающие такому случаю поклоны и реверансы, как будто всю жизнь воспитывалась в королевском дворце. Источники глухо упоминают о какой-то тайне, которую Жанна сообщила королю. Над Карлом висело обвинение в незаконном рождении, которое, учитывая нравы его матери, королевы Елизаветы, выглядело очень правдоподобным. Может быть Жанна предоставила доказательство, что она - тот незаконный ребенок Елизаветы, о существовании которого шла молва. Таким доказательством могло быть одно из двух колец, которые Жанна постоянно носила при себе. Эти кольца были у Кошона, который даже распрашивал о них Жанну. Та отвечала очень уклончиво. Англичане, если и знали обо всем этом, должны были молчать. Они, как и Карл VII, вовсе не были заинтересованы в том, чтобы окончательно погубить репутацию королевы Елизаветы. Это подорвало бы ведь и веру в законность рождения ее дочери Екатерины, которая вышла замуж за английского короля Генриха V, а их сын Генрих VI был как раз незадолго до Руанского процесса коронован в Париже. Прямых доказательств, что Жанна - дочь королевы Елизаветы - конечно нет. |
Где же была Жанна в таком случае после своего спасения?
|
Легендарная Жанна Д'Арк, которая своей решительностью, сообразительностью, живым умом и необычайной выносливаостью не уступала мужчинам. Отсутствие у неё менструаций документально зафиксировано, а несколько мужеподобная, хотя и пропорциональная, фигура прямо указывает на синдром Морриса. Как и многие псевдогермафродиты-спертсменки, она была сильной, высокой и стройной, наиболее яркими чертами в её характере были бесстрашие и героизм. |